Главная » Файлы » Легенды » Легенды |
30.10.2011, 16:34 | |
Песни-импровизации – АЙТЫСЫ. Айтыс – это публичное состязание казахских акынов, поэтический турнир импровизаторов. Наиболее знаменитые состязания акынов остались в народной памяти в форме особого вида поэм, рассказывающих об этих айтысах с приведением подлинных песен, спетых состязавшимися. Согласно древней традиции, из соображений объективности, а также потому, что скромность и достоинство победителя не давали ему возможности воспевать свою победу, такая поэма должна была складываться побежденным акыном. Поэтому в известной поэме "Биржан-сал и Сара” рассказ о самом состязании сложен побежденной Сарой, причем в дальнейшем бытовании поэмы в ней появилась вступительная глава, спетая акыном Арипом, в которой изложена биография Сары. Поэмы об айтысе обращают особое внимание на причины поражения данного акына. В названной поэме Сара, почти победив Биржана в долгом логическом и поэтическом споре, была вынуждена замолчать, когда Биржан в стихах потребовал показать ему жениха такой красивой девушки и такой блестящей поэтессы. Сара, учитывая, какой козырь она может дать Биржану, показав ему ненавистного горбуна, навязанного ей волей рода, признала себя побежденной. Содержание айтыса составляет поэтичекий спор на определенную тему. Иногда это был спор о превосходстве одного рода над другим, когда на состязании присутствовали родовые старейшины- правители, баи, бии. Иногда – о праве и положении женщины, если в состязании участвовала женщина-акын. Спорили в стихах также о силе любви, о способах ее выражения, состязались в знании загадок, стран, народов, в познаниях вообще. Нередко айтыс переходил на темы личных недостатков и пороков самих состязавшихся. Особый социально значительный смысл имеют айтысы на темы спора о достоинствах двух родов. Каждый из акынов должен был восхвалить свой род, своих знаменитых и богатых людей, земли, горы, табуны своего рода и, наоборот, - остро и метко осмеять и унизить все, что восхваляет противник. Любопытно, что при таком состязании доставалось родовым верхам, баям и правителям обоих родов: каждый из акынов, осмеивая род противника, с беспощадным сарказмом нападал на горделивых баев и родовых старейшин, высмеивая их пороки, перечисляя их злодейства, насилия, алчность. В сравнении с этим первая – похвальная – часть состязания бледнела, и слушатель – народ – запоминал лишь изобличительные песни, бичующие пороки социальных верхов. Этот род айтысов был самым популярным. Здесь как бы существовала молчаливая договоренность между состязующимися акынами, и сама форма айтыса давала возможность акыну высказать все, что думал народ о своих баях и проявить наибольшее остроумие и меткость. Порой такие айтысы заканчивались тем, что разъяренный бай выгонял плеткой своего акына, не сумевшего защитить его от убийственных насмешек акына- противника. На увеселительных вечеринк ах казахской молодежи айтыс нередко переходил в массовые состязания многих пар. Любовь народа к состязательным песням и высокая оценка дара импровизатора служила могучим стимулом каждому из акынов для совершенствования своего дарования. Не случайно поэтому, что тип казахского народного певца – поэта, акына и жирши – во все времена был типом импровизатора. Народ считал акыном того, кто способен экспромтом создавать острые и меткие стихи. Степень одаренности акына показывали его импровизации, создаваемые перед слушателями на неожиданные для поэта темы. Лишь пройдя множество таких публичных испытаний на айтысах, акын получал народное признание. Это было суровой и прекрасной школой для поэта. Почти все народные поэты-акыны – начинали свой творческий путь с айтысов. Состязание молодого поэта с кем-либо из признанных авторитетов решало его дальнейшую судьбу. Суд слушателей и оценка старшего акына утверждали за молодым дарованием звание акына. (М. Ауэзов. Мысли разных лет. – Алма-Ата, 1961.) | |
Просмотров: 3417 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1 |